Понедельник, 20.11.2017, 12:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счётчик посетителей
html counterсчетчик посетителей сайта
Мини-чат

Русский язык. Тема: «Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари...

Автор урока: Печерина Е. А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Петуховская СОШ № 2 имени Героя Советского Союза К. Ф. Кухарова»

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

на основе технологии модерации

 

Предмет, по которому проводится урок

Русский язык. Тема: «Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические».

 

Класс

9

Этап

Время, продол-ость этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация

3 минуты

Метод «Найди похожих»

Цель: Создать веселую, непринужденную обстановку, сплотить ученический коллектив.

Численность: Весь класс.

Проведение: Ведущий объясняет: «Я буду говорить некоторые фразы-

утверждения, к кому из вас они подходят, выходят в круг».

Фразы: Кто пришел сегодня в брюках? Кто сегодня в юбке? У кого в семье один ребенок? У кого в семье два ребенка? Кто сегодня завтракал? У кого есть папа и мама? У кого есть часы? У кого есть сотовый телефон? Кто готов начать работать? Все, кто вышел в круг, посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Вхождение или погружение в тему

2 минуты

Метод «Говорят дети»

Цель: Определить тему урока, сформулировать цель и поставить задачи урока.

Численность: Весь класс.

Проведение: Учитель говорит: «Чтобы узнать тему урока, внимательно послушайте высказывания детей. Постарайтесь определить то, о чём они говорят» (показывает небольшое видео или презентацию с высказываниями детей). Высказывания появляются друг за другом.

Высказывания:

- Очень полезная вещь. У каждого умного человека он есть дома.

- У нас тоже есть. Вот такой большой. Он толстый и коричневый.

- Маленький, можно носить в кармане.

- Я им пользуюсь на уроках и дома, он такой зелёный.

- Они бывают разные.

- В нём можно узнать обо всём. Может стоять на полке, а можно найти в Интернете.

- Посмотрев в него, можно узнать, как пишется слово.

Ответ: СЛОВАРЬ

Учитель предлагает учащимся, опираясь на то, что сказали дети и свои знания, определите цель урока и поставить задачи, которые необходимо решить для достижения цели.

 

Формирование ожиданий учеников

2 минуты

Метод «Книжная полка»

Цель: Выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Численность: Весь класс.

Подготовка: Вырезанные из цветной бумаги картинки книг (зелёные, красные) для каждого учащегося. Нарисованная, вырезанная  и прикреплённая заранее к доске книжная полка(можно нарисовать цветным мелом на доске).

          

Проведение: Дети, уверенные в своих силах, прикрепляют на доске с

Помощью магнитов зелёные книги, не уверенные – жёлтые книги.

Интерактивная лекция

12 минут

Метод «Видео»

Приём «Вопрос к тексту»

Цель: Передать и объяснить информацию.

Численность: Весь класс.

Проведение: Учащиеся смотрят видео    (видео создано на специальном сервисе, позволяющем вставлять вопросы в видео; после внесения ответа или выбора правильного варианта ответа продолжается показ видео) по теме урока и по ходу просмотра отвечают на вопросы, встроенные в  видео.

Вопросы

  1. Кто такой лексикограф?
  2. По своему назначению словари делятся на... а) лингвистические и филологические б) лингвистические и энциклопедические
  3. Какие словари относятся к лингвистическим?
  4. Назовите толковые словари.
  5. Назовите этимологические словари.
  6. Из какого словаря слова ЖАРА – ХОЛОД? а) словарь синонимов б) словарь антонимов в) словарь омонимов
  7. Из какого словаря слова ОХРАНЯТЬ, СТОРОЖИТЬ? а) словарь синонимов б) словарь антонимов в) словарь омонимов
  8. Из какого словаря слова КОСА, ЯЗЫК? а) словарь синонимов б) словарь антонимов в) словарь омонимов
  9. Из какого словаря слова БАССЕЙН, ИЛЛЮСТРАЦИЯ? а) орфоэпический словарь б) орфографический словарь в) словарь паронимов г) фразеологический словарь
  10. Из какого словаря слова ЗАПЛАТИТЬ, ОПЛАТИТЬ? а) орфоэпический словарь б) словарь паронимов в) фразеологический словарь
  11. Из какого словаря слова ЗВОНИТ, ТОРТЫ? а) орфоэпический словарь б) словарь паронимов В) фразеологический словарь
  12. Из какого словаря выражение  СЛЕД ПРОСТЫЛ? а) орфоэпический словарь б) словарь паронимов В) фразеологический словарь

Проработка содержание темы

19 минут

Метод «Автобусная остановка»

Цель: Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Численность: Весь класс, учащиеся делятся на группы.

Подготовка: Листы большого формата, фломастеры, словари: лингвистические и энциклопедические.

Проведение: Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. 1и 2 остановки: вопросы и задания, связанный с энциклопедическими словарями. 3 остановка: вопрос и задание, связанные с лингвистическими словарями (словарь антонимов, словарь синонимов). 4 остановка: вопрос и задание, связанные с лингвистическими словарями (словарь омонимов и орфографический словарь). 4 остановка: вопрос и задание, связанные с лингвистическими словарями (орфоэпический словарь и словарь паронимов). 5 остановка: вопрос и задание, связанные с лингвистическими словарями (фразеологический словарь и словообразовательный словарь).

Участники должны записать на ватмане ключевые моменты, после чего перейти на следующую остановку, где проанализировать записи, сделанные участниками предыдущей группы. Эти записи исправить нельзя, но можно добавить свои. Учащиеся должны посетить все остановки. Когда дети возвратятся к остановке, от которой они стартовали, то на листе ватмана будут представлены результаты работы всех групп. Данную информацию необходимо обсудить, выбрать выступающего, который должен будет презентовать материалы. После всех выступлений учитель подводит итог.

 

Подведение уроков

3 минуты

Метод «Чемодан наших успехов и достижений»

Цель: Подвести итоги урока.

Численность: Весь класс.

Подготовка: Вырезанный и разукрашенный рисунок чемодана каждому участнику, фломастеры.

Проведение: Учитель предлагает ученикам подвести итоги: «Пришла пора подвести итоги, обменяться впечатлениями. Каждый из вас получил маленький чемоданчик.             Это чемоданчик наших успехов (достижений, умений и т.п.). Вам его нужно заполнить, чтобы увидеть, какие ЗУНКи вы возьмете с собой с занятия».

Примечание: На стене можно оформить выставку «Регистрация багажа», с которой знакомятся все. Уходя домой, игроки забирают чемоданчик с собой.

Эмоциональная разрядка (разминка) проводится в середине урока, заменяя физкультминутку

2 минуты

Метод «Нос, пол, потолок»

Цель: Эмоциональная разрядка, активизация внимания.

Численность: Весь класс.

Подготовка: Нет.

Проведение: Проводится стоя. Учитель поочередно показывает на пол, нос, потолок, периодически неправильно, старается запутать. Учащиеся должны показать правильно.

Домашнее задание

2 минуты

 

Упражнение из учебника.